05 июня 2013 10:00

Работа над поправками в Таможенный кодекс ведется российской стороной и не учитывает законодательство соседок по Таможенному союзу и их предложения. Бизнес-сообщество Беларуси и Казахстана призывает ЕЭК обратить внимание на свои требования.

Вскоре после принятия Таможенного кодекса ТС стало ясно, что работать по нему очень сложно, и уже через год началась работа над внесением поправок и дополнений в документ. Однако с того времени уже прошло два года, а воз и ныне там. Сейчас Евразийская экономическая комиссия работу над поправками отдала таможенной службе России, что не устраивает две другие стороны.

На форуме деловых людей ЕЭП, который состоялся 31-го мая в Минске, больше всего недовольства ситуацией с таможенным регулированием в ТС выразило бизнес-сообщество Казахстана. На пленарном заседании перед главами правительств трех стран эту проблему поднял Владимир Дворецкий, член президиума национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен».

Недостатки таможенного кодекса

Владимир Дворецкий отметил, что в процессе совершенствования Кодекса у российских специалистов даже не возникает вопрос об упрощении таможенного администрирования, несмотря на присоединение наших стран к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. К тому же на единой таможенной территории до сих пор отсутствует электронная система таможенного декларирования и обращения через одно окно, отсутствует работающий институт уполномоченных экономических операторов.

В который раз бизнес-сообществу пришлось помянуть одиозный принцип резиденства. Он предполагает, что для того, чтобы растаможивать грузы , например, в Казахстане, необходимо быть резидентом Казахстана. Если ты россиянин — то поезжай растаможивать в Россию.

Таможенные органы продолжают регулярно использовать возможность произвольного одностороннего принятия решений по классификации товаров. По мнению представителей Казахстана, это коррупциогенная норма, которая порождает правовые риски.

Российские таможенники тормозят перестройку

Предложения о внесении соответствующих изменений не раз вносились в Федеральную таможенную службу РФ. Однако, по словам Владимира Дворецкого, в качестве обязательных условий для внедрения таких изменений служба настаивает на предварительной унификации налогового, валютного, гражданского и другого законодательства наших стран, а также состава таможенных правонарушений и санкций за их нарушение в уголовном и административном законодательстве.

«Такая унификация не влияет непосредственно на улучшение таможенного администрирования, — уверен член палаты Казахстана. — Кроме того, гражданское законодательство в целом унифицировано. И наконец, многолетний положительный опыт ЕС показывает, что для успешной интеграции систем таможенного администрирования не требуется столь обширная унификация».

Специалист выразил сомнения в разумности сроков назревшего реформирования. «К сожалению, Евразийская экономическа комиссия пока просто наблюдает за этим процессом и работа полностью была передоверена Федеральной таможенной службе. Мы, бизнес-сообщество, не располагаем никакой специальной информацией о намерениях ЕЭК создать соответствующую рабочую группу и о наличии совместного плана действий», — сказал Владимир Дворецкий.

Все предложения Казахстана отметаются

Представитель Казахстана также выразил недовольство тем, что в Кодексе преобладают меры, параллельные с российским законодательством. Туда с самого начала не вошел ряд прогрессивных мер казахстанского законодательства. Например, институт оценки рисков при посттаможенном контроле, который существенно упрощает процедуры на границе.

Сегодня предложения казахстанской стороны продолжают игнорироваться. В качестве примера представители Национальной экономической палаты Казахстана сообщили, что в прошлом году они предложили 112 поправок в свой национальный налоговый кодекс, из них правительство приняло 35 поправок. «То есть 30 % — этот показатель нас, в принципе, устраивает, — отметил представитель палаты. — Вместе с тем мы подавали примерно такое же количество поправок в наднациональный Таможенный кодекс — и практически ничего не было принято».

В целом Казахстанские предприниматели жалуются на слишком громоздкое законодательство в сфере таможенного администрирования, в котором тяжело ориентироваться. «У нас действует два таможенных кодекса — союзный и национальный, порядка 40 международных договоров и свыше 900 решений КТС и ЕЭК».

Беларусь тоже недовольна

Белорусская сторона в отношении законодательства Таможенного союза высказала гораздо меньше претензий. Созвучные доводы приводил, например, председатель Конфедерации промышленников и предпринимателей Беларуси Анатолий Харлап.

Он обратил внимание, что в документе и в готовящихся поправках к нему не все пока соответствует стандартам и рекомендациям Киотской конвенции. В частности, не сократилось количество отсылочных норм на национальное законодательство и не предусмотрено упрощение процедур для добросовестных компаний.

Бизнес-сообщество Беларуси и Казахстана предлагает ЕЭК создать специальную комиссию из их представителей и российских коллег для внесения поправок в Таможенный кодекс.

Источник: www.ej.by

 


ООО «БЕЛИНТЕРЛОГИСТИК» © 2017
Белорусская Торгово-промышленная палата Ассоциация Международных Экспедиторов и Логистики FIATA

Online консультацию Вы всегда можете получить, обратившись к нам по средствам:

• ICQ: 632440950
• Skype: mm.bil
  E-mail: mm@bil.by
                sales@bil.by
                sgh@bil.by
                seah@bil.by
                                 
               ×